Математический квест.

Танабаш Л.Ю., учитель математики

Основные требования к образовательному квесту.

1.     Ясное вступление, где четко описаны  цели , роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

2.     Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы учащегося (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

3.     Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет), необходимых для выполнения учащимся задания. Этот список должен быть аннотированным.

4.     Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы).

5.     Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу.

6.     Заключение, в котором суммируется опыт, полученный учащимися при выполнении самостоятельной работы над квест-проектом

 

Алгоритм создания квеста.

1. Организационно-подготовительный этап:

·         Определение учебных потребностей учащихся.

·         Определение темы, цели квеста, типа квеста .

Рекомендация:

 - можно выбрать темы, которые тяжело идут для обучения, таким образом в игровой форме, можно мотивировать учащихся к ее изучению.

- при выборе типа квеста необходимо  обращать внимание на возраст детей: начальная школа - живой квест; средняя школа - квест-соревнование; старшая школа - квест по типу "метод проектов". 

·         Формулировка сюжета и заданий;

Рекомендация: 

- сюжет может  быть игровой, интригующий.

- задания должны быть на усложненный поиск, который осуществляется больше чем в 2 шага. Задания даются в необычной форме – загадки, зашифрованного послания, вживания в роль.

- после составления заданий попросите коллегу пройти их, тогда будут видны все проблемы.

·         Составление плана работы;

·         Определение сроков реализации квеста;

Рекомендация: 

- не делать слишком длинный квест (9 и более заданий, более 2х месяцев) у детей может пропасть интерес. Оптимально: 5 -7 блоков заданий, 1 месяц.

- на выполнение заданий отводить 2-3 дня, т.к. у детей есть другие уроки, кружки, и т.д. у них должно быть достаточно времени для выполнения заданий.

·          определение полученных знаний ( саморефлексия и т.п.);

·         Разработка критериев оценки деятельности учащихся.

2.Этап реализации:

·         Ознакомление учащихся с сюжетом, основными вопросами, орг.моментами

·         Объединение учеников в группы (по необходимости) и распределение заданий;

·         Ознакомление учащихся с критериями оценивания;

·         Проведение консультаций для учащихся реализации квеста;

·         Сопровождение прохождения учениками квеста;

·         Проверка и оценка промежуточных этапов.

3.Конечный этап:

·         Оценка деятельности учащихся по разработанным критериям;

·         Представление результата деятельности учащихся;

·         Формулировка выводов.

Рекомендация: 

- показать  детям чему они научились в процессе прохождения квеста,  какие факты узнали. Ученики и не догадываются порой, что играя, они могут многому научиться.

·         Награждение победителей.

Рекомендация:

- награждать детей не только оценками за квест, сделать грамоты/дипломы, сладкие призы.

 

Методика предполагает выполнение девяти заповедей.

1. Теоретический материал по алгебре обычно мало востребован на контрольных работах. Большинство положений принимается без доказательства, без опор на общий вид преобразований, что приводит к слабым знаниям теоретического материала, а в дальнейшем - к слабому усвоению и практического материала. Основное правило –«Теория – основа прочных знаний»

2. Взаимосвязь с другими учебными предметами. Настоящий интерес к  предмету можно привить только тогда, когда показываем, как применяются математические методы в различных областях знаний, как используются методы одной науки, решая проблемы другой.

 3. При работе над темой создаются свои модели , систематизируются, исследуются  различные ситуации. Найденные решения непростых задач, рассматриваются на уроке, анализируются, почему ученик воспользовался именно этим  методом  решения, рассматриваются  пути использования данного метода в других ситуациях.

 4. Ситуация успеха. У ученика всегда есть возможность самому сформировать и предложить модель теоретических и практических заданий, обсудить пути, способы решения, выбрать лучшие из них, спорить, доказывать. В этой ситуации ученик чувствует себя успешным, это его идеи, он знает и умеет.

5. Анализ решенной задачи учит учащихся ставить целый ряд проблем: исследовать условия, решения, обобщать, разбирать наиболее интересные частные случаи, обсуждать возможность решить задачу другим, способом, что способствует развитию аналитического мышления, подготавливая успешных учащихся к научной деятельности.

 6. Обучение видеть красоту математики в  процессе  решения и получении  результатов. Умение видеть и чувствовать красоту и стройность логических закономерностей. Найденное красивое решение надолго оставляет чувство удовлетворения, появляется желание испытать его еще и еще раз. Это стимул, а задача учителя – вызвать эти чувства.

 7. Опора на успешных учащихся. Они ведущие в своей группе при составлении задач и  их решении.

8. Работа с учебной, справочной литературой, задачниками. Учить работать с книгой, пользоваться справочниками – основная задача учителя.

9. «Математическое» общение на уроке и после урока.

 

 

Задача учителей в наши дни состоит в том, чтобы найти верные методы и подходы к обучению современных детей.

Методические рекомендации к аттестации

Скачать
рекоменд. аттестация.pdf
Adobe Acrobat документ 1.6 MB

Скачать
руководство с чего начать.pdf
Adobe Acrobat документ 105.2 KB